четверг, 30 июля 2009 г.

Мегафон, Skype и все-все-все

Ох, и много шуму поднято в последние несколько дней, после выступления товарища В. В. Ермакова на заседании Комиссии РСПП по телекоммуникациям и информационным технологиям. Увы, сам доклад я не слышал, могу лишь насладиться слайдами с презентации.

И сдаётся мне, что наши доблестные СМИ, по старой привычке перевернули с ног на голову. Ведь с давних-давних пор в нашем государстве ничего нельзя говорить прямо. Сначала былины, в которых один русский витязь несметное полчество ворогов побеждает, потом сказки про доброго царя и злых бояр, басни Крылова и анекдоты про правительство. Нет, я отнюдь не являюсь фанатом Мегафона. К слову сказать, Северо-Западный GSM, услугами которого я очень долго пользовался, не отличался скромностью в тарифах, но был честен с клиентами и служба поддержки работала куда как лучше. Что же до его прямого наследника, т.е. Мегафона — одно сплошное разочарование. Плавно скатившееся до отвратительного качество связи (признавайтесь, товарищи Мегафоновцы куда вы дели эхозаградители? Почему я через раз себя слышал?), резко ухудшилась поддержка клиентов как по телефону, так и в офисах. И последней каплей стало пропадение денег со счета ТРИЖДЫ в течении месяца. Если этот пост читают сотрудники мегафона, то они могут убедиться в правдивости моих слов послушав записи моих разговоров со службой тех поддержки. +7(921)310-05-21 — это тот самый номер, от которого я отказался. Более того, выплатив им непонятно откуда взявшуюся задолженость (+14 рублей на счету), я еще раз позвонил в поддержку и сообщил им о том, что раз за мной теперь долгов нет (опять-же слушайте записи — это не просто слова), то по окончании разговора я уничтожаю сим-карту и расторгаю с ними договор. Симку я, естевственно, уничтожил. Что вы думаете? Через 6 месяцев мне приходит письмо — оплатите задолженность 30 рублей иначе будем судиться. К тому времени я поостыл и доехал до офиса, оплатил задолженность и, наконец-то, навсегда распрощался с мегафоном. Так что причин для злости у меня более чем достаточно. Но сейчас речь пойдет скорее не о том, какой плохой Мегафон, а о том, какой он хороший. Ибо они первыми, пусть и в виде басни, но подняли очень важные вопросы. Ну, что, давайте приступим.

Начнем с того, что тема презентации называлась не «Плохие Skype и ICQ», как представляется многим, а «Формирование правовых основ развития IP-телефонии в Российской Федерации». Давайте задумаемся во над чем, так ли страшны Мегафону Skype и ICQ? Много ли народу пользуется сервисами передачи голоса в этих программах? ICQ поголовно используется для обмена текстовыми сообщениями между двумя терминалами, будь то компьютер или мобильный телефон. Надеюсь, вы понимаете, что Мегафон не имеет ничего против. Аналогичный его сервис — короткие текстовые сообщения имеют целый ряд преимуществ перед ICQ. Например, мобльный телефон, гораздо чаще оказывается включенным, чем клиент ICQ, не требуется дополнительный софт, есть уведомления о доставке сообщения. А чего же тогда Мегафон решил запретить «Аську»? Хороший вопрос. Рекомендую подумать про него, пока я пораспинаюсь немного о Skype.

Итак, Skype. Может ICQ просто попала под горячую руку, и главный виновник Skype? Давайте подумаем, так ли страшен мегафону Skype. Давайте честно, сколько из Вас пользовались платными услугами Skype? Из тех, кто пользовался — много ли Вы совершали (принимали) голосовых вызовов с мобильного телефона? Был ли хоть одни из них совершён через GPRS/3G или всё-таки это был местный Wi-Fi? А чат? И ещё момент — сколько денег вы отдали Skyp'у? Разве эта сумма сравнима с тем, что Вы платите своему сотовому оператору? И вообще, почему Мегафон решил напасть на Skype, а не на WestCall, допустим. Ведь мне доподлинно известно, что большинство трудовых мигрантов пользуется услугами этого оператора, для совершения звонков на историческую родину? При этом с Мегафона звонят на городской номер WestCall'а, а далее через IP-сеть и без всяких там Skyp'ов! Вот где прямые убытки. А Skype – это так, модное словечко у молодежи. Его выгоднее поддерживать ибо это трафик, а он, как известно для конечного абонента стоит денег (и не малых, кстати говоря). При минимуме затрат со стороны оператора.



Что же это получается? Товарищь Ермаков дурак набитый и собирается убивать курицу, которая несёт золотые яйца? Давайте думать дальше. Итак, давайте смтореть презентацию и размышлять. Кстати говоря, товарищ Ермаков а что это у вас презентация на дикой смеси «Французского и Нижегородским»? Нет, мне все понятно. Но ведь Вы живете в России! Как, впрочем, и Ваши слушатели и читатели. Вас совершенно справедливо заставили сменить надпись MegaFon (кстати: Mega – сильный, Fon – шум. Вы, видимо, подразумевали phone /простите за колкость/). Посмотрите на презентацию Н.В. Котова (ТрансТелеКом) — да, картинок нет, но она сделана русским человеком для русских слушателей. Учитесь и перенимайте опыт.

Итак, Мегафон нам говорит прописную истинну — в мире динамично развивается широкополосный доступ. При этом, наиболее динамично развивается мобильный сектор. Да здравстует великое открытие Америки и изобретение очередного колеса и велосипеда.


Далее нам показывается еще одно «великое открытие» о том, что VoIP (Voice-over-Internet Protocol – передача голоса через IP сети, в частности сеть Интернет) есть неотъемлимая часть широкополосного доступа, и хвалимся тем, что этому способствует 3G. Спешу Вас расстроить — в нашей стране это не так. Пока, у нас господствуют ADSL, домовые и кабельные сети. У меня на руках, к сожалению нет статистики, но по ощущения дальше идет спутниковый интернет с обратным каналом через кабель, и уж затем все эти 3G, WiMAX'ы и прочее. Далее, нам сообщается о том, что вместе и количеством сетей растёт и VoIP трафик. Кстати, тоже статистика, которая требует осмысления. Сети просто так расти не будут — для этого нужна причина. Причина понятна — низкая пропускная способность, но вот зачем она должна расшириться? Для прохождения VoIP? Даже не смешно. Для этого есть QoS (система управления качеством обслуживания и приритетом прохождения сигналов) что бы критические данные проходили первыми, а более или менее современный кодек опускает скоростную планку для VoIP ниже плинтуса. Сети растут не ради VoIP, а ради интерактивного телевидения, ради услуг «по-запросу». Да, уровень использования VoIP растёт, но растёт медленнее чем сети. Ситуация как с зарплатами — вроде растут потихоньку, но инфляция их все равно перегоняет. И про запрет на Skype уже много понаписали до меня, приводя примеры братских африканских стран (где этот сервис запрещен, под страхом смертной казни) и развитых европейско-американских (где нет занонадательной базы, но и нет вопреки презентации явных запретов, а есть ряд ограничений).
Да и вообще, к Skyp'у есть много вопросов. Первыми их начали задавать хакеры, обнаружившие очень серьезную защиту в коде клиента. Например в статье « Skype: скрытая угоза», что затрудняет анализ кода на наличие уязвимостей и всевозможных «закладок», приводящих к раскрытию конфиденциальной информации. Потом, сетевые администраторы, которым практически не удается заблокировать данный сервис для внутренней сети, и, наконец, органы безопасности, обеспокоенные тем, что данный сервис могут использовать террористы. Плюс ко всему, уж раз Skype проигнорировала немцев и ЕС, то уж на заявление Мегафона они явно не удосужатся ответить. Согласитесь, удобная мишень.

И я абсолютно убежден, что уж в Мегафоне это знают очень хорошо. Давайте посмотрим на то, что же они предлагают. А предлагают они всего-навсего два варианта. Первый — бороться с ветряными мельницами. Молодцы. Правда, гляда на из слайд, я почему-то вспомнил «Матрицу эмоций» Артемия Лебедева. И, как мне кажется, размещение пукта «бороться» слева, к тому же выделенного красным (запрещающим) цветом говорит само за себя — бесперспективно. К тому же есть более интересный путь — тот, который справа и зелёный. Да, именно — предоставлять аналогичные услуги. Вот к чему весь этот сыр-бор про «плохих Skype и ICQ»! Это всего-то крик — мы тоже хотим кусок этого пирога! Но тогда вопрос — а почему мы не можем? Вроде большая солидная компания, с немалым количеством капиталов? Ведь есть же, допустим, Mail.Ru agent (кстати, в некотором смысле аналог ICQ, почему-то не включенный в число конкурентов). Да все просто: достаточно вспомнить в какой стране мы с Вами живем!



Давайте посмотрим на предыдущий слайд — туда где в синем прямоугольнике видна этикетка «Ростелекома», а затем на следующий. Забудем пока про «Ростелеком», который, кстати говоря, является такой же естевственной монополией как РЖД или РАО ЕЭС. Мегафон нам говорит, что он технически готов перейти на VoIP (и, следовательно, сократить тарифы за счет вала звонков), но есть так называемый «Правовой аспект». Надо быть очень наивным, чтобы поверить в то, что Мегафон беспокоит «защита интересов абонентов». Думаю, что мне это позволено утверждать с полной уверенностью (смотри подробности выше). Закон рынка — минимально возможный набор услуг за максимально возможные деньги. Набивший аскомину закон спроса и предложения. Не менее смешно думать и о том, что Мегафон, как комерческую организацию сильно заботят интересы государства. Особенно порадовал пассаж про «увеличение налоговых поступлений». Можно я оставлю это без комментариев? Так в чём же дело? Почему тот же Мегафон никак не перейдет на VoIP? А ответ есть на их слайде. Всего четыре буквы — СОРМ. Для тех кто не в курсе — Система Оперативно-Розыскных Мероприятий. Спрашивается, а чем мешает СОРМ переходу на VoIP? Ведь у оператора всегда есть голосовой вызов в расшифрованом виде (на случай необходимости смены кодека, например). Пиши себе на здоровье. А вот не тут-то было. Дело ведь до безобразия простое. Позвольте небольшой экскурс в историю? Итак, конец 90-х годов прошлого века. Я, молодой сотрудник, устраиваюсь в весьма зубастую молодую фирму, занимающуюся изготовлением телефонных станций в славном городе Санк-Петербурге — мекке росийских телефонистов. Только нам не интересно заниматься станциями типа 2х4 или 3х8. Таких понавезли братья китайцы. Кстати, к слову сказать — станции те сертифицировались как телефонные аппараты, а не как АТС, ибо ни нашим, ни даже китайским стандартам не соответствовали, и были ориентированны на европу или америку, но там, видимо не нашли спроса, ибо POTS-линии там уже были не в почёте. Мы хотели выйти на рынок городских или сельских АТС. Были у нас разработки, были (во всяком случае в гостях) и заказчики. А заказчик всегда задавал всего два вопроса. Первый: как с вашей станцией связаться. И тут выяснялось, что все наши ИКМ/PRI/BRI/ISDN'ы никому не нужны, а нужны морально устаревшие соединительные линии. Но это сейчас (во всяком случае в городах) вроде побороли. А вот второй вопрос заставил нас пересмотреть свои амбиции. Вопрос звучал так: «А что у Вас с СОРМ'ом»? Позвольте немного теории. Итак, телефонная станция, для связи с внешним миром использует некоторое количество каналов связи. Их всегда меньше, чем внутренних номеров. Примерно 0.1 от номерной ёмкости станции, что примерно соответствует максимальной нагрузке на АТС. В самом деле, ведь не будут же все без исключения абоненты одновременно находиться в процессе разговора! Что-то подобное бывает только в новогоднюю ночь, и то не все. Кто-то наливает, кто-то в салате спит, кто-то в нирване и ему не до звонков, кто-то телефон не зарядил. Короче говоря это устоявшаяся практика, и как показвает жизнь даже она обладает огромным резервом. Так вот, теперь о СОРМ. Конституция гаранитрует нам неприкосновенность личности, включая тайну телефонных переговоров. Но поправляется, что по решению суда, возможна прослушка. Как Вы думаете это реализуется на практике? Приходят на АТС люди в сером, предьявляют документ и прицепляют магнитофон к Вашим проводам? Ну, в век цифровых технологий это не смешно. Оператор может вполне себе спокойно сам писать любой телефонный разговор. Чуть выше я писал, что у оператора он всегда есть в открытом виде. Ключевой момент кроется в том, что со времен СССР никогда люди в сером не ходили на АТС (ну хорошо, в офис оператора). Так делали только в истинно демократической Америке. У нас же, чтобы продавать городскую ли, сельскую ли, междугородную ли станцию необходимо остастить её блоком обеспечения СОРМ. Что он из себя представляет? Да все очень просто, некий черный ящик, который удаленно получает команду какой разговор перевести на специальную соединительную линию. При этом, количество соединительных линий должно быть минимум 0.1 от номерной ёмкости станции, и время подключения к разговору единицы милисекунд. Знакомые цифры? Вот и получается, что люди в сером могут прослушивать абсолютно все разговоры не предьявляя никаких документов. Да так, что даже оператор об этом небудет ничего знать! А чтоб людям в сером не создавать дополнительных трудностей государство занимается лицензированием операторской деятельности. Другими словами Мегафон, конечно, технически готов воспользоваться всеми преимуществами VoIP, вместо дорогущей аренды каналов междугородной (международной) связи у «Ростелекома» (спомнили, чей плакат был на 9-ом слайде) и снизить роуминговую надбавку, но тогда его лишат лицензий на использования чаcтот в GSM диапазоне. А что Вы хотели — это наша любимая Родина. Самое демократическое государство на планете. Так что вот и получается, что все кругом собираются ломать сим-карты Мегафона, а они первыми, пусть и в форме басни, задали вопрос к правительству — а правовое ли у нас государство? И не пора ли поприжать наследников КГБ? Но, видимо, не пора. У нас есть еще премьер Путин. У нас есть еще «Единая Россия», которой страсть как хочется примерить на себя лавры бывшей КПСС. Есть и «Справедливая Россия», которая на самом деле запасной аэродром на случай массовых беспорядков. И никакой Президент, «повернутый» на высоких технологиях тут ничего не изменит. К чему я всё это. Да к тому, что пора бы призадуматься о том, куда, как и главное зачем мы идём.

Последний слайд — самый правильный. Одно но: в правом нижнем углу, после слова МегаФон запятую забыли. Еще раз, простите за колкость.

пятница, 17 апреля 2009 г.

Создателей "пиратской бухты" осудили.

Ну, допустим, это практически нереально. Фактически это выключить телефон/телевизор/спутник, прекратить читать газеты, слушать музыку и т.д.

Я думаю, есть куда как более простой способ для владельцев копирайтов - прекратить выпуск своей продукции на цифровых носителях. А что, пускай "цифра" со всеми её недостатками как то легкое копирование без потери качества останется для CCL. Зато производители электроники в шоколаде (ЛПМ штука механически сложная и ломается только в путь, менять раз в два года минимум), количество "качественных" прослушиваний, как и время сохранения качества тоже (а что вы хотели? Копирайт-то не ваш) так что даже собственную фоно- видео- теку придется обновлять куда как чаще чем теперешняя смена поколений аппаратуры CD/MP3/DVD/HD-DVD/BlueRAY.

Не, я всерьез полагаю, что звуко- кино- и прочим компаниям надо всерьез подумать о выпуске какого-нить очередного "супер-мега-доби" аналогового стандарта и забыть о траблах с пиратами как о страшном сне! Да они это и так делают! Еще скажите, что вы мол не в курсе того, что ламповый усилитель куда как круче транзисторно-микросхемного а на виниле звук живее?

А что по делу, то реально жаль людей. Они делали хорошее и правильное дело. Ну, да ничего! Прецедент создан! Так что давайте теперь еще и авиакомпании (Да, да! Те которым самолеты принадлежали! Те самые которые всемирный торговый центр поломали!) закроем за пособничество террористам!